Разговоры горожан подслушали для проекта номинанта «Золотой маски»

null
Фото: Дмитрий Ткачук

В Тюмени — новая театральная премьера. Проект «Подслушивать хорошо» делают режиссер Олег Христолюбский и драматург Марта Райцес, которая стала номинантом «Золотой маски» в 2020. Мы уже рассказывали о задумке авторов создать уникальную пьесу о Тюмени с подслушанными беседами реальных горожан. Теперь «Моменты.Тюмень» пообщались с участниками проекта. Некоторые из них впервые написали собственную пьесу.

Около месяца они общались онлайн, изучали теорию драматургии, проходили тренинги. А уже после — выходили в город и слушали, о чем говорят его жители — владелица секонд-хенда, мужчина, страдающий алкоголизмом из-за смерти жены, родители на собрании в школе. Онлайн-премьера читки запланирована на декабрь в соцсетях Театрального центра «Космос».

Анастасия Мелихова, бухгалтер

Я работаю бухгалтером уже давно и долго. И, судя по этому году, очень зря. Еще вяжу шапки, делаю большие «Киндер сюрпризы» из папье-маше, рисую и воспитываю двух кошек.

Мне очень интересен театр. В 2020 это уже второй театральный проект, в котором я участвую. Подслушивала истории для пьесы я возле Макдональдса. Одна — о мужчине бомжеватого вида. Он попросил у меня сигарету, а я — зажигалку, так завязался разговор. Он рассказал, что для него счастье, как начал пить после смерти жены. Второй диалог — папы и дочки. Грустная история о том, как родителям не всегда есть дело до своих детей: «Пей скорее свою колу, ешь картошку, и пошли отсюда».

Мне легко заводить беседы. Особенно с незнакомцами, потому что знаю, что дальше я пойду своей дорогой, а они — своей. Сейчас мне хочется много общаться и всем рассказывать о проектах, в которых я участвую, о выставках, спектаклях. Хочется всех звать с собой.

После теории, которую нам дала Марта, мне стало интереснее ходить на спектакли, смотреть кино. Теперь отслеживаю по пунктам изменения героя от начала до конца, что на это повлияло. В следующем году хочу написать еще несколько пьес и отправить их на драматургические конкурсы.

Фото: Денис Моргунов

Глеб Дорогов, биоинженер

Я занимаюсь наукой и до этого проекта никогда не писал пьесы. Даже не ходил на их читки. Меня заинтересовал формат — подслушивать за людьми, искать детали и находить что-то необычное рядом с собой. Во время подготовки я перечитал десяток пьес и понял, что драматургическим текстом может стать что угодно.

Около пяти-шести дней я подслушивал истории на детской площадке возле своего дома. Это были диалоги бабушек, дедушек и их внуков, которые качались на качелях. Это были милые теплые разговоры о принятии себя, жизненные мудрости, но их оказалось недостаточно для пьесы.

Чтобы дополнить свой текст, я решил добавить в него мои беседы с владелицей моего любимого местного секонд-хенда. Это очень колоритная женщина, которая между подбором брюк и рубашек может обсудить с тобой проблемы загрязнения океана нефтью.

Она узнала, что я биоинженер, и мы начали дискутировать о мутации микроорганизмов. Владелица секонд-хенда поделилась, что ее беспокоят бактерии, которые вывели для очистки океана от выбросов нефти. Беспокоит, что будет с ними дальше и не принесут ли они вред. Меня очень удивило, что она интересуется этой темой. Ведь это один из главных вопросов, который задают себе сейчас ученые.

Фото: Денис Моргунов

Настасья Кохан, занимается росписью одежды

По образованию я искусствовед, но по специальности не работала. Занималась охраной труда на предприятии — долго, скучно и муторно. Уволилась, зарегистрировалась как самозанятая и начала брать заказы по росписи одежды и тканей. Воспитываю сына-подростка, занимаюсь йогой, читаю книги. Еще я спасатель-доброволец и вместе с друзьями устраиваю походы и сплавы на Урале.

Истории для пьесы я подслушивала на родительском собрании одной местной школы. На нем поднимался вопрос о проблеме детской наркомании — она обострилась из-за пандемии, потому что дети оказались предоставлены сами себе. В пьесе я хотела отразить вопрос о недоверии взрослых к детям, о невнимании к проблемам подростков и о позднем реагирования на ситуацию.

Я и раньше писала пьесы, и сам проект «Подслушивать хорошо» вдохновил меня на новый текст. Это пьеса «Коллонтайки» о домашнем насилии над женщинами. Я решила подать эту тему не тривиально, а через комедию. Меня давно интересовало равноправие полов, амбиции и самореализация женщин. Их предназначение, а не только роль жены и матери. Эту пьесу я уже отправила на драматургический конкурс «Ремарка».