Вокруг работы тюменского художника разгорелся скандал. Ее требуют закрасить

null
Работа, из-за которой возник спор. Instagram artem_over

В Тюмени разгорелся скандал вокруг одной из работ на фестивале уличного искусства «Морфология улиц». Арт тюменского художника Артема Овера на улице Циолковского, 22, рядом с Домом Печати, раскритиковали местные жители, окна которых выходят на расписанную стену. Некоторым показалось, что изображенный на стене самурай призывает к войне.

«Ребята, всем привет! Очень нужна ваша помощь. Если кратко, моим самураем возмутились жильцы дома напротив (пять человек), забили тревогу, требуя убрать эту „агрессию с призывом к войне“. И, чтобы ситуация не развивалась дальше, мы пошли навстречу, и я внес правки: изменил эмоцию самурая на добрую, а также убрал огонь справа (символ горящих сроков) и перекрасил персонажа в розовый, потому что красный для них — это агрессия. Этого оказалось мало, теперь агрессию выражает лицо другого персонажа, и здесь я больше не готов делать ни малейшей правки, но очень хочу найти общий с ними язык и договориться. Правда я, как обычный молодой человек „без своих детей“, для них не авторитет, полагаю, необходимы аргументы тех, кто более осведомлен в вопросах психологии и искусствоведении», — написал Овер на странице в Instagram.

Автор планирует опросить жильцов района, чтобы выслушать все мнения, собрать подписи в защиту работы, а также обратиться к психологам и искусствоведам для экспертизы рисунка. В противном случае работу придется закрасить. Пост собрал больше трех десятков комментариев. Подписчики поддержали художника, назвав происходящее «маразмом». Отметился в комментариях житель соседнего дома под ником jesus_bratishka: «Живу в соседнем доме, семья от работы в восторге, соседи смотрят с улыбкой, полностью поддерживаем!».

Овер рассказал «Моментам. Тюмень», что на самом деле символизирует работа. Она не имеет ничего общего с восхвалением войны.

— Работа называется Overthinking. Тут отображен процесс работы над каким-либо проектом, когда ты начинаешь бесконечно крутить идеи, хотя можно просто начать делать хоть что-то, но ты раз за разом перебираешь мысленно, что бы такого нарисовать, и в итоге застаешь себя засыпающим к концу ночи перед белым листом. Мой посыл прост — я хочу, чтобы люди, которые тоже склонны к бесконечному анализу, взглянули на эту работу и наконец сделали то, что долго откладывали. Поэтому здесь есть образ самурая, представляющего решительность, верность своему делу и дисциплину. Ну, а вообще тут в основном мелькают образы, которые всплывают в голове, когда пытаешься придумать что-то с нуля, это всегда перебор картинок, бесконечный поток визуала. Мне важна эта работа в первую очередь тем, что ранее я не делал ничего, направленного на благо людям, скорее я вообще мало думал о людях, все больше о себе и своих персонажах. Мне просто захотелось бы быть полезным, — поделился художник с «Моментами. Тюмень».

Волонтер, помогавшая Оверу делать работу и пожелавшая остаться анонимной, рассказала «Моментам. Тюмень», как развивались события вокруг рисунка.

— Мы начали рисовать в конце августа. С самого первого дня к нам начали подходить несколько бабушек и выносить мозг. Им не понравился самурай. Говорили нам: «Вы не россияне, у вас все не русское, нарисовали бы что-то из русских сказок или солнышко, цветочки». Это все сродни маразму про радугу, которая будто бы что-то пропагандирует. И в первый же день после этого на площадку приехал человек с удостоверением, представился специалистом администрации округа. Начал выяснять, согласована ли наша работа. Естественно, все документы у нас в порядке. С кем-то созвонился, выяснил, что все согласовано и уехал. Мы ни с кем не конфликтовали, Артем и организаторы пошли на уступки, Артем все перерисовал, но этим пяти жильцам по-прежнему что-то не нравится. Нам как будто объявили войну. Не представляю, каково сейчас Артему. 18 сентября кто после работы, кто как поедем опрашивать жителей района, — рассказала волонтер «Моментам. Тюмень».

Александр Демкин рисует работу «Копейка» для фестиваля «Морфология улиц-2020»
Фото: Денис Моргунов

Организатор фестиваля «Морфология улиц», руководитель Мультицентра «Контора пароходства» Юлия Саначина в разговоре с «Моментами. Тюмень» отметила, что команда фестиваля и художник готовы к диалогу. В сложившейся непростой ситуации важно услышать мнение как можно большего количества жителей района, чтобы сформировать адекватное представление о том, как тюменцы относятся к работе художника.

— Мы всегда за диалог. Дело тут не в том, чтоб важно кому-то угодить — важно быть услышанными. Мы ведь делаем фестиваль для города, для всех тюменцев. Сейчас мы хотим опросить жителей района, пройтись по квартирам, уже устроили опрос в соцсетях, чтобы объективно выяснить общее мнение, а не точку зрения пяти отдельных людей. Нам важно понять, действительно ли так негативно действует этот рисунок на психику детей и взрослых. Мы также хотим привлечь архитекторов, психологов, искусствоведов, чтобы они высказали профессиональное мнение. По результатам этого будет принято решение, что делать с работой, — поделилась Саначина в разговоре с «Моментами. Тюмень».

По ее словам, организаторам важно, чтобы работы уличных художников вписывались в контекст окружающего пространства.

— Нужно учитывать контекст Дома Печати. Это массивное, серое здание. В этом году мы начали сотрудничать с командой Дома Печати, и уже две работы подарили этому зданию, оно стало гораздо ярче. А на забор на Циолковского мы смотрели давно, с февраля. Это был очень неухоженный длинный забор вдоль гаражей. Мы связались с его владельцем, это взрослый мужчина, и ему наша идея с рисунком понравилась. Понравилась она изначально и жителям. У некоторых из них были просьбы внести корректировки в эскиз, мы исправили его, сделали лицо самурая более добрым. Однако, сейчас вопрос с жителями возник повторно. Сейчас им не понравилось выражение лица другого персонажа. Это фирменный персонаж Артема, хочется оставить его без изменений, ведь он очень важен для художника, — отметила Саначина в разговоре с «Моментами. Тюмень».

Тема стрит-арта стоит в Тюмени остро. Художники и часть горожан выступают за то, что развивать уличное искусство в городе нужно — граффити и муралы раскрашивают серую будничность яркими красками. Но у этой идеи есть и противники, воспринимающие стрит-арт как вандализм. Между тем благодаря фестивалю «Морфология улиц» Тюмень уже смогла войти в маршрут уличного искусства России.