В Тюмени хотят создать центр современного искусства

null
Фото: Денис Моргунов

«Моменты.Тюмень» побеседовали с куратором, философом, преподавателем ТюмГУ Германом Преображенским о перспективах создания в Тюмени современного искусства. Творческий кластер может расположиться в районе Речпорта. У горожан есть большой запрос на актуальное искусство, но показывать его негде, уверен куратор. Преображенский рассказал, почему пространство для творчества так важно для города.

Современное искусство в Тюмени есть?

Герман Преображенский

— В плане многих культурных активностей Тюмень находится в тени своего более крупного соседа, Екатеринбурга. Там локомотивами развития культурной среды выступает Государственный центр современного искусства со своим проектом Уральской индустриальной биеннале. Но это не приговор и даже не повод для соревнования.

Развитие современной культурной активности нужно Тюмени, чтобы быть полноценным современным городом. Важно реализовать наконец амбицию Тюмени стать полноценным мегаполисом с современной городской культурой, адекватной мировой сцене выставочной и событийной активностью.

Это вполне посильная цель. В Тюмени сейчас для этого имеются ключевые условия. Во-первых, оформилось поколение сильных художников. Со многими из них мне удалось поработать в рамках недавней выставки регионального искусства проекта NEMOSKVA в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Все молодые художники, с которыми мне удалось поработать в Тюмени, активно интересуются не только своей собственной судьбой, но и судьбой современного искусства в городе.

Первый тюменский маркет современного искусства «Артчоус» состоялся в декабре 2020 года
Фото: Денис Моргунов

Во-вторых, есть повышенный зрительский спрос на современное искусство. Сейчас в Музее Словцова проходит выставка «Синхронизация», почти целиком состоящая из молодого современного искусства, и зрителей в этом зале на порядок больше, чем на других экспозициях музея. В 2021 году тюменские художники также примут участие в спецпроекте Уральской биеннале. Это значимый опыт как для горожан, так и для художников.

Как создать галерею совриска?

Как мне представляется, задача создания галереи современного искусства может решаться несколькими способами. Первый — работа с уже существующими площадками и перепрофилирование их активности под современное искусство, создание галереи на уже существующей площадке. Второй — работа с городской администрацией в плане создания более целостного кластера современного искусства, перепрофилирование под него уже существующих городских площадок.

Стрит-арт в Тюмени.
Фото: Денис Моргунов

Третий — работа с застройщиками. В частности, сейчас действует две рабочих группы по проектированию в зоне застройки компании «Брусника» в Речпорту таких городских творческих кластеров. Моя задача здесь — работа с закрытыми от температурных перепадов помещениями в зоне застройки с целью создания там серии выставок и мероприятий, в перспективе переходящих в галерейную активность. Такие работы в данный момент активно ведутся. Разумеется, о результате подобной активности пока говорить рано.

А опыт есть?

Во время моей работы в Томске мне удалось создать галерею современного искусства Splendor. На тот момент это была первая галерея современного искусства в городе, она базировалась в топ-зоне самого крупного торгового центра Томска «Изумрудный город». В галерее на регулярной основе проходили выставки, дискуссионные и перформативные мероприятия, театральные показы, интенсивы по современному искусству. Удавалось нам даже продавать работы современных художников, что тоже в наших условиях почти событие. Галерея работала до самого моего отъезда в Тюмень.