Назвали главную проблему современного искусства Тюмени. Дело в цензуре

null
Музейный комплекс имени Словцова. Фото: Николай Бастриков

Материал о том, что в Тюмени недостаточно площадок для развития современного искусства, вызвал дискуссию в арт-среде. Институции, работающие с совриском, не согласны с этим. Актуальное искусство в Тюмени получило новый импульс, фиксируют они. В 2019—2021 годах молодое творческое коммьюнити стало активнее за счет поддержки, оказываемой авторам выставочными пространствами. При этом художники отмечают, что при всем разнообразии творческих площадок в городе им недостает мест без цензуры.

Площадок, поддерживающих актуальных художников, в городе несколько. Это мультицентр «Контора пароходства», проводящий выставки изобразительного искусства, перфомансы и фестиваль уличных художников, центр «Космос» для театралов, Музейный комплекс имени Словцова, куда привозят Уральскую индустриальную биеннале, частная галерея Grange, экспериментальный «Четкий театр».

— Когда в 2019 году открывалась «Контора пароходства», мы сразу договорились, что она станет пространством для экспериментов локальных художников, потому что на тот момент действительно не хватало площадки с легким входом для художников. Когда я слышу, что сейчас площадок нет, меня немного смущает категоричность такой позиции, — поделилась с «Моментами. Тюмень» руководитель «Конторы» Юлия Саначина.

По ее словам, городу необходимо больше площадок, где художники, размышляющие об актуальных проблемах современности, могли бы проявить себя.

— Очень круто, что люди стали задумываться об открытии выставочных площадок, о творческих проектах, о том, что работы художников можно покупать, а галереи открывать, даже независимые. Всему нужно время. Считаю, что «Контора» во многом стала стартом многих вещей в городе, способствовала изменению мышления. Это кайф. Я буду очень рада, если в Тюмени откроется вторая такая площадка или альтернативный фестиваль уличного искусства. Мы не будет соревноваться, мы будем идти к общему делу вместе, — отметила Юлия в разговоре с «Моментами. Тюмень».

Инсталляции в «Конторе пароходства»
Фото: Денис Моргунов

В мультицентре есть специальная программа поддержки для авторов. 2020 год был насыщенным для «Конторы». Здесь провели пять выставок с тюменскими художниками, три из них — персональные. В декабре 2020 года в городе впервые состоялась распродажа современного искусства. Маркет «Артчоус» показал, что спрос на работы молодых авторов есть. Всего художники заработали на продаже своих работ 117 500 рублей. «Контора» не брала себе процент с продаж.

Ярким событием стал фестиваль стрит-арта «Морфология улиц». Благодаря ему город украсил 21 новый арт, большая часть из них — муралы (арты большого размера). Состоялись около десяти встреч «Про искусство» с приглашенным куратором и спикерами. До июня 2021 года в «Конторе» должно состояться четыре новые выставки от местных художников.

При этом, отметила Саначина, творческое коммьюнити города пока еще находится на стадии зарождения, в поисках понимания, как развиваться современному художнику в регионе.

Арт, созданный в рамках «Морфологии улиц»
Фото: Денис Моргунов

Молодые театралы начали свои эксперименты и творческие поиски раньше, чем художники. Центр «Космос» открылся в 2017 году. Его руководитель Илья Титов считает, что сообщество театралов в Тюмени уже сформировалось.

— У нас всегда были талантливые люди. Только, чаще всего, созрев, они уезжали в центральные регионы страны. Сейчас все по-другому, есть художники, которые уезжают с концами, а есть те, кто стер все границы для себя и ездит по стране, делает что-то любопытное в искусстве, и возвращается создавать классные проекты на малой родине. Появление и развитие таких общественных пространств, как «Космос», говорит о том, что у нас уже сложилось определенное коммьюнити, и оно работает. Создаются спектакли и творческие проекты, выставки, формируется и зрительское сообщество, — отметил Титов в разговоре с «Моментами. Тюмень».

В «Космосе» также есть своя программа поддержки авторов, это проект «Цех» — конкурс, на котором можно получить финансирование проекта. Совсем скоро состоится очередной такой конкурс.

Титов уверен, что для развития современного искусства не всегда важна какая-то конкретная площадка. Совриск — это развивающаяся и адаптивная материя. Пространством для нее может быть все, что угодно. Например, театр сейчас случается везде, от чат-ботов в Telegram до бассейна. А для старта проекта и развития творческой команды и инициатив подойдут «Космос» и «Контора пароходства». На его взгляд, действительно не хватает городу большой концертной площадки, которая сможет принимать грандиозные шоу.

Открытие театрального сезона 2020-2021 в «Космосе»
Фото: Денис Моргунов

Схожей позиции придерживается куратор и участник арт-группы «Все свои», экспозиционер Музейного комплекса имени Словцова Марина Малюгина. Она уверена, что площадок для развития современного искусства в городе достаточно, а нужны инициативные горожане, готовые брать на себя ответственность за организацию активностей.

— Для современного искусства подходящие площадки повсюду. Улица, двор, собственная квартира, аккаунт в Instagram, заброшки. Чтобы показать свое творчество, сейчас не обязательно иметь зал с белыми стенами, этикетками и куратором. Хотя это всегда дополнительный плюс, когда у тебя есть возможность обратиться к опытному арт-менеджеру. Я вижу, что сейчас активно формируется запрос на новые площадки. Но я думаю, что нам нужны не они. Я считаю, что на сегодняшний день их достаточно, и их нужно развивать. Нам нужны люди, желающие и умеющие брать на себя этот большой пласт работы. И желательно не на один проект, а на регулярной основе. Можно, конечно, пригласить из других городов, но лучше вкладываться в своих местных ребят, — поделилась Малюгина с «Моментами. Тюмень».

Марина работает в музее с 2017 года и отмечает, что за это время в городе сменились уже две волны интереса к актуальному искусству, активности в этой области.

— Я считаю, что арт-сообщество сейчас активно набирает обороты. Снова. Я наблюдала за местными ребятами с момента своего переезда из Тобольска. Мне кажется, что тусовка развивается волнами. Сейчас идет очередной подъем. До этого с 2015 по 2017 годы проводились выставки, которые организовывало творческое объединение BUDU. Многие художники теперь работают с нами над проектами арт-группы «Все свои». Многие присоединились к нам из других сфер искусства, например, из театра. Так, Никита Герасимов разработал программу школы перформативных практик PRF и предложил реализовывать ее совместными усилиями. Ребята из «Дома Печати» предложили участвовать в создании выставки Zerkala на их площадке. Нам идея понравилась. Так в «Доме Печати» прошло уже две выставки. Мы вообще открыты к разного рода творческим предложениям. И хотим, чтобы в Тюмени появлялось и поддерживалось как можно больше проектов от молодых творческих ребят. Над этим активно работает «Контора пароходства». Команда мультицентра всегда нам помогает, с ними очень приятно работать. Они вносят большой вклад в развитие совриска в Тюмени, — рассказала специалист музея «Моментам. Тюмень».

Выставка на билбордах в Тюмени
Фото: Денис Моргунов

При этом, девушка видит много положительных изменений в плане развития совриска и в рамках Музейного комплекса имени Словцова. В музей стало поступать гораздо больше предложений от молодых художников, чем это было год назад. Специалисты делают групповые и персональные выставки, где участвуют как начинающие, так и уже опытные художники, профессиональные или художники-любители. Каждый год музейные фонды пополняют свою коллекцию современного искусства. В течение 2020 года в главном корпусе Музейного комплекса прошло девять выставок, демонстрирующих творчество современных художников региона. Самая крупная из них — «Все свои. Синхронизация», над которой музейщики работали совместно с молодыми художниками из Тюмени, Тобольска, Заводоуковска и других городов.

Создатель упомянутого Малюгиной творческого объединения BUDU, художник и куратор Эльвира Хусаинова не согласна с тем, что в городе достаточно площадок для творчества. В разговоре с «Моментами. Тюмень» она отметила, что художникам не хватает пространств без цензуры.

— Независимых площадок в городе нет. Более свободная из имеющихся — «Контора пароходства», но и у нее есть цензура. Нужны свободные площадки, чтобы никто не говорил художникам, как и что им делать. В этом отношении есть и инициатива от коммьюнити, но не всегда хватает психологических и финансовых ресурсов внедрять искусство в повседневность людей, — поделилась Хусаинова с «Моментами. Тюмень».

В 2015—2017 годах Эльвира организовала несколько выставок актуального тюменского искусства: «ОНО», «Ш», LOOP и арт-усадьбу «АУ». По ее мнению, художники города пытаются собраться в одно сообщество, но это очень сложно. Она выступает за то, чтобы в городе было несколько небольших сообществ. Сформированным на сегодняшний день можно назвать только комикс-сообщество.

Читка пьесы в «Четком театре»
Фото: Денис Моргунов

На цензуру в Музейном комплексе имени Словцова жаловались участники выставки «Все свои». Режиссер независимого «Четкого театра», где читают пьесы современных авторов, Денис Рекало согласен с Эльвирой Хусаиновой. Существующие институции прекрасны, но им нужна альтернатива.

— Площадки в городе есть, но, к сожалению или к счастью, они поддерживаются государством, поэтому есть некая цензура. Соответственно, многие вещи, которые являются современным искусством, те же самые пьесы, проходят цензуру, и многие организации не разрешают проводить у себя подобные мероприятия, например, если в пьесе имеется ненормативная лексика, или затрагиваются определенные темы, которые организация считает нужным не затрагивать. Поэтому, конечно, такие площадки нужны, и хотелось бы, чтобы они были более свободными, — отметил Рекало в разговоре с «Моментами. Тюмень».

Он считает, что молодых творческих в городе много, но говорить о том, что коммьюнити сформировано, пока рано. Многие творческие коллективы существуют обособленно, хотелось бы больше взаимодействия, коллабораций. Рекало поднял еще один важный вопрос — роли зрителя в творческом процессе.

— Творческое коммьюнити должно объединяться не только людьми, которые занимаются искусством, но и людьми, которые хотят это искусство смотреть, слушать. Такие люди есть, но их немного. Надеемся, что их будет становиться больше, — подытожил режиссер разговор с «Моментами. Тюмень».

Ранее куратор Герман Преображенский поделился с «Моментами. Тюмень» своим видением ситуации с современным искусством в городе. Он хотел бы создать в городе новый независимый центр современного искусства, творческий кластер. Помогают в создании таких кластеров эксперты, привлеченные «Агентством стратегических инициатив» в рамках проекта Rurban Creative Lab. В результате проекта в десяти регионах страны должно появиться 30 новых работающих креативных пространств. В Тюмени они могут быть организованы в Круглой бане, зданиях швейной фабрики на улице Дзержинского и в Речпорту.