Герои тюменской арт-сцены попали под прицел влиятельных критиков

null
Елена Румянцева.

Работы тюменских художников отметили в медиа. Их оценили в контексте выставки «Немосква не за горами», которая сейчас проходит в санкт-петербургском Манеже. Экспозицию назвали «сокровищницей» проекта NEMOSKVA, популяризирующего региональное искусство.

В международной газете The Art Newspaper, посвященной мировым новостям искусства, вышел материал «Nemoskva: оптимистическая трагедия». Автор Людмила Лунина отмечает, что выставку несмотря на то, что она провозглашает творчество за пределами столицы, нельзя назвать смотром провинциального искусства. По ее убеждению, все участники — «встроенные в мировой арт-процесс люди» с внушительными наградами и зарубежным опытом. Она упоминает не всех художников, но один абзац в тексте посвящен труду тюменской команды, которая работала под руководством Германа Преображенского. Совместными усилиями участники Space Cow в лице Гоши Елаева, Алексея Жуликова и Маши Фоот расписали граффити имитацию стены подъезда, Константин Росляков представил аудиовизуальную инсталляцию «Предел и беспредел», Лада Ладная исследовала жизнь предметов после того, как их покинул человек и сделала фотоколлажи «Силы оставленных» из тюменского отжитого быта окраин, а Александра Мельникова приготовила инсталляцию с аналоговым видео с кассеты, где поверх старых записей проявляется новое видео.

«Когда мы все умрем (ну, например, после атомной Третьей мировой войны), мы, очевидно, окажемся в пространстве куратора Германа Преображенского. Инсталляции художников в его разделе — тотальный постиндустриальный замусоренный пейзаж. Как сам куратор его структурирует, „болота“ (то, что размещено на полу) и „подъезды“ (изрисованные стены)», — пишет Лунина.

В «Коммерсанте» вышло интервью с иностранным куратором выставки, итальянским искусствоведом Антонио Джеуза, который также упоминает Преображенского.

«Евгений Кутергин говорит о летаргии, Герман Преображенский говорит о сплошном болоте. <…> Но это болото не в том смысле, что все плохо и ничего не происходит. Там не только болото, но еще и подъезд с граффити. Это метафора материальных ресурсов, не забудьте, что в болоте много микроорганизмов…», — делится в интервью Джеуза.

В репортаже с выставки, вышедшем также в «Коммерсанте», дан диагноз всему проекту в целом. По мнению Александра Корякова, в регионах есть отличное современное искусство, которое «ни в коем случае не провинциально и говорит о своем времени в терминах скорее патологоанатомических, чем терапевтических». Автора «Известий» Сергея Конькова помимо географического охвата (в выставке участвует 80 художников из 21 города России) удивило многообразие техник искусства: от инсталляций до интерактивных объектов, от круглой деревянной скульптуры до вязаного горельефа. В газете Metro «Немоскву» назвали одним из самых громких за последнее время проектов, посвященных современному искусству и современным региональным художникам.

Выставка продлится в Санкт-Петербурге до 15 октября 2020 года. На ее открытии, которое прошло в закрытом формате, побывала Марина Лошак, директор Пушкинского музея, под эгидой которого проходит проект. Сама же идея принадлежит комиссару Уральской индустриальной биеннале современного искусства, экс-главе уральского филиала ГЦСИ Алисе Прудниковой.