«Мы не „Фабрика звезд“». Кто стоит за «вечным праздником» в главном креативном центре Тюмени

null
Фото: Денис Моргунов

Юлия Саначина — руководитель главного креативного центра Тюмени «Контора пароходства». Она возглавила мультицентр в карантинный год и, несмотря на пандемию, вместе с командой сумела провести фестиваль уличного искусства «Морфология улиц», первую в России арт-резиденцию онлайн, арт-маркет и отметить первую годовщину «Конторы». «Моменты.Тюмень» узнали у нее, что креативного ждать в 2021 и почему работа среди музыкантов и художников — это не фейерверк.

— Со стороны кажется, что в «Конторе пароходства» вечный праздник с танцами и песнями. Это на самом деле так?

Мне важно в своем аккаунте в Instagram показывать обратную сторону. Потому что в начале в команду приходили люди с позицией: «Возьмите меня, потому что я творческий». А я такая: «Мы не „Фабрика звезд“, мы тут другое делаем». И люди сыпятся, когда узнают, что креатив — это таблица, структурная работа. Если кто-то попросится на практику, то возможно, он восемь часов из десяти посидит рядом со мной и посмотрит, как я в таблицу втыкаю. Конечно, я утрирую, у нас много встреч, мы генерируем какие-то штуки. Но при этом надо понять и принять — не будет фейерверка. Он может произойти на каком-то проекте. Но, возможно, ты будешь так занят, что не заметишь его в моменте. Но потом ты поймешь, что это все не просто так.

Фото: Денис Моргунов

— Вопреки чему, вы делаете креатив в Тюмени?

Наверное, вопреки мнению, что весь креатив в Москве и Питере. Но креатив — это что? Это такое слово, которое сейчас вообще всяко исказили. «Сделай креативно», «сфоткайся креативно», «недостаточно креативно». Это же все не так. Мы хотели отойти от слова «креатив» и уйти в креативную индустрию, чтобы творческие люди могли зарабатывать. Чтобы люди могли зайти и попробовать себя в качестве куратора или художника.

— Во время фестиваля «Морфология улиц» появилось мнение, что скандал вокруг арта Артема Овера был создан организаторами специально, чтобы привлечь внимание к проекту. Ты готова была бы такое делать искусственно?

Наверно, нет, потому что этот проект поддерживает государство. Эта ситуация возникла раньше, чем мы выложили это все в сеть, потому что мы обсуждали командой, насколько правильно делать это все публичным. Мы сами не понимали, как все это разрулить, к чему это все придет. Было страшно.

— А сейчас, когда все прошло, ты как пиарщик в прошлом оцениваешь это как прикольный инфоповод?

Конечно, да. Если бы я сама делала такой инфоповод, я бы делала, возможно, с каким-нибудь федеральным знаменитым художником, чтобы возник скандал. Это было бы эффектнее, чем с местным. Смешно получилось, что Артем пошумел и уехал в Москву.

Но он говорит, что ему не нужна слава перед Москвой. Я думаю, этой ситуации можно было избежать. Прикольно, что мы услышали разные мнения, была классная поддержка. Когда мы начали кампанию с подписями, чтобы узнать мнения горожан об арте, записывали видео про смысл рисунка в соцсети. И в момент съемок подъехал человек на машине и закричал в окно: «За Артема!». Я говорю: «Стой! Давай ты первый распишешься». Его подпись была первая в анкете.

— На «Морфологии улиц», в арт-резиденции и ярмарке искусств вы рассказываете городу о новых художников. Кто из них стал открытием 2020 лично для тебя?

Мне очень нравится уличный художник Андрей Снег. Он подал заявку на участие в «Морфологии улиц», но мы его не взяли. И он такой: «Окей, пойду волонтером». Уже здесь я подумала, что он крутой человек. На проекте Андрей работал с художниками, которые делали огромные работы, муралы, и много времени провел с ними на высоте. Такой опыт нескольких месяцев равен двум-трем годам самостоятельного рисования на улице. У нас осталась краска, и мы предложили Андрею создать свои работы. Он нарисовал серию артов, стал активно вести свой аккаунт в Instagram. И я бы очень хотела, чтобы у Андрея что-то получилось.

Если говорить о более классических художниках, я очень люблю Костю Рослякова. Он делает прикольные вещи и не гонится стать чопорным, он очень простой в общении. Мне кажется, если ты хочешь дать что-то миру, а не только брать — это честная позиция. Костя создает новые формы, странные, необычные.

У Саши Мельниковой тоже классный кейс. Она вернулась из Москвы в Тюмень с ожиданием, что здесь будет так, как было до отъезда. А тут открывается «Контора пароходства», где открывается ее первая персональная выставка в Тюмени. Мы пригласили ее на «Морфологию», арт-маркет. А в конце года просто встретились и пообнимались. Она такая: «Спасибо, что делаете».

Арт-маркет «Артчоус»
Фото: Денис Моргунов

— Расскажи про ваш сериал. Зачем решили снимать и каких выбрали героев?

Я увидела, что в Украине вышел сериал про креативную индустрию. Это круто, потому что он объединяет людей и показывает, кто есть кто у себя в городе. Мы решили снять такой же, но с позиции локальности, показать, как креативные индустрии зарождались в Тюмени. Ведь десять лет назад люди в нашем городе делали все на ощупь. А потом им говорят: «О, это креативная индустрия».

Мы пообщались с Верой Сараевой — создательницей легендарного кафе «Книжка», которое объединило литературное сообщество Тюмени, авторами проекта «Грачи» — антитакси, которое могло довезти тебя за свободную цену или за еду, соорганизатором гастровечеров «Катя зовет на ужин» Екатериной Кроневальд, создателем фестиваля современных видов спорта Extreme Expo Иваном Шмониным. Всего будет 13 героев. Всего будет четыре серии в свободном доступе.

— Какие у вас планы на 2021 год? Что можно проспойлерить?

Мы точно сделаем фестиваль уличного искусства «Морфология улиц». В новом году мы хотим подать его как комплексный проект с лекциями, просмотрами фильмов, общением с режиссерами, художниками. Я думаю, что это будет история на протяжении полугода или больше, а не просто яркая вспышка летом, как было раньше. Было бы круто начать проект в начале весны.

«Контора пароходства» стала партнером музыкального фестиваля Ural Music Night, который проходит в Екатеринбурге каждое лето. Было бы круто там поработать. Партнером нашего проекта с гидами по городу «Мартин, проводи» стал Visit Tyumen. Планируем создать онлайн-гид для тех, кто впервые оказался в Тюмени.

Еще мне звонила Сабина Чагина — куратор, сооснователь объединения «АРТМОССФЕРА» в Москве. Есть идея сделать в «Конторе» выставку по истории стрит-арта. Ранее она уже выставлялась в столичном центре современного искусства «Винзавод».